Коленчатый вал, пожалуй, одна из самых важных деталей ДВС. Он преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение. При этом он испытывает огромные знакопеременные нагрузки, приводящие к естественному износу поверхностей подшипников скольжения и качения. С течением времени износ достигает критических величин, который проявляется в виде сильных звуков удара металла о металл. Шум нарастает очень быстро и может привести к серьёзным повреждениям двигателя в целом. Самый простой выход из этой ситуации это замена коленвала на новый. Но по ряду причин разного характера экономически целесообразно произвести ремонт или восстановление коленвала.
Рассмотрим конструктивные типы коленвалов и способы их ремонта.
Разборный коленвал :
Почти все вышеперечисленные работы так или иначе производятся с полной или частичной разборкой-сборкой коленвала. Завершающей и самой важной частью ремонта является его центровка, то есть совмещение всех осей деталей (цапф, средних пальцев) с осью вращения коленвала. Как правило, отклонение (биение) от оси должно составлять не более 0.02-0.04 мм. При больших биениях дисбаланс будет вызывать вибрации двигателя в целом. При этом неправильная работа подшипников приведёт к очень малому моторесурсу.
Неразборный коленвал :
При плановом ремонте неразборного коленвала геометрия не нарушается. В случае же большого износа, при масленом голодании, наблюдается сильный нагрев шеек коленвала с последующим сильным изменением геометрии. В этом случае требуется правка (рихтовка). В некоторых случаях её нужно проводить несколько раз на разных этапах ремонта коленвала.
Стоимость работ на основные виды ремонта приведены в прейскуранте.